http://jerait.com

Вариации тайны

 

реж.Кама Гинкас, МТЮЗ, в ролях И.Гордин,

В.Баринов

 

5 апреля

 

Скрытая мелодия, которую мы лишь угадываем, едва появляющаяся и исчезающая мелодия, которая будто снится, - загадочная, неуловимая, далекая...

 

Режиссёр Кама Гинкас никогда не ставил детективы - они его попросту не интересовали. Но спектакль "Вариации тайны", не имея в своём сюжете ни убийств, ни погонь, ни преследований, всё-таки чем-то похож на детективную историю.

 

К. Гинкас поставил на сцене МТЮЗа более двадцати спектаклей. Последняя его премьера - "Вариации тайны", спектакль по пьесе знаменитого французского драматурга Э. -Э. Шмитта.

Главные герои - двое мужчин, которые не знали друг друга до событий, происходящих в пьесе. И тем не менее, что-то их связывает, но что именно, зритель не понимает почти до конца спектакля. Героям с, казалось бы, противоположными жизнями - писателю и журналисту, гению и исполнителю - предстоит найти ответы на одни и те же вопросы: что такое любовь? Что такое женщина? Что любовь делает с людьми?

При явной минималистичности, почти аскетизме сюжета, пьеса захватывает зрителя, заставляя его улавливать каждую деталь, чтобы не упустить ни одного важного откровения.

 

Стоимость с проездом: 2 500 руб

 

Пресса о спектакле

Диалоги о невысказанном
Спектакль Камы Гинкаса в МТЮЗе


В московском ТЮЗе вышел спектакль Камы Гинкаса «Вариации тайны» — по пьесе драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта «Загадочные вариации». Каким метаморфозам подверглась кассовая пьеса в руках режиссера, известного своим философски-пессимистичным взглядом на мир

 

В «Вариациях тайны» Кама Гинкас, а вслед за ним Валерий Баринов и Игорь Гордин проявляют незаурядную смелость — они не боятся сначала показаться провинциальными и недалекими. В прологе пожилой журналист Эрик Ларсен, вернее, будто бы плохо притворяющийся журналистом Баринов, является в дом писателя Абеля Знорко (Гордин) — лауреата Нобелевской премии, скрывающегося от людей на пустынном острове в Норвежском море. Баринов подтягивает шерстяные носки, кряхтит, оправляет вязаный жилет и не может справиться с диктофоном. Гордин в очках, бархатном халате (на груди приколот орден) и шерстяной шапочке бегает с ружьем, изображая стареющего самовлюбленного мизантропа.

Минут через десять после начала, уже почти поверив, что Гинкас впал в безвкусицу, вдруг понимаешь, что оба актера ведут тонкую двойную игру, а режиссер в очередной раз обманул публику, показав весь тот маскарад, который в реальности мы так любим устраивать друг для друга, чтобы спрятать свое истинное «я». Вот почему в среднестатистическом жилище писателя, выстроенном на сцене ТЮЗа Сергеем Бархиным, то тут, то там подвешены какие-то странные голубые шары — то ли отблески северного сияния, то ли бесприютные души, блуждающие в холодном пространстве.

Успешный писатель Абель Знорко опубликовал книгу под названием «Невысказанная любовь» — свою переписку с некоей Эвой Лармор. Явившийся к нему журналист выпытывает, кто был прототипом Эвы. Писатель исповедуется в неспособности к любви вообще и в ненависти к журналистам в частности. Дескать, когда ему предлагают тело и душу, он берет только тело, и с юности предпочитает замужних. Или тех, кого ему доставляют на одну ночь паромом — вместе с мясом, хлебом и овощами. Но журналист окажется не журналистом, а мужем той, с кем Эрик Ларсен провел самые прекрасные месяцы своей жизни, а потом испугался, эмигрировал из жизни в литературу и переписывался с бывшей возлюбленной 15 лет — до того дня, пока не издал переписку. Женщина подарила обоим своим мужчинам пластинку с «Загадочными вариациями» Элгара — с одной и той же возвышенной фразой в придачу.

Поверх слишком многословных диалогов пьесы режиссер начинает честно и жестоко размышлять о том, что любовь нужно хватать здесь и сейчас, даже если знаешь, что потом она станет привычкой, к которой примешается много неприятностей — вроде запаха грязных носков. Потому что «потом» может не наступить. Потому что, пока ты упиваешься своим страданием от любви, переплавляя его в искусство, тот, кого ты любишь, может страдать куда сильнее. Потому что все в жизни происходит слишком быстро: захотел исправить ошибку — а поздно. Потому что правильного ответа, кто из двух героев прав, на самом деле нет.

Вот об этом великий пессимист и естествоиспытатель Кама Гинкас (строчка Бродского «Страданье есть способность тел, И человек есть испытатель боли...» — одна из его любимых цитат) и поставил один из самых спокойных и несуетных своих спектаклей, в котором он, похоже, говорит о ценности жизни вообще. И при этом не стремится казаться моложе, современнее или оригинальнее других. И уже одним этим он оригинален